Автор: протоиерей Александр Союзов
Лк.8:41–56
Мы с вами люди печатного слова. Но как мы читаем? На скорость – кто больше прочитает, запомнит, вспомнит, кто быстрее сориентируется в той литературе, которую прочитал. Этому учит нас современный мир. Однако не так должно читать духовную литературу, которая в общем-то и не литература в обычном понимании этого слова, а Слово Божие, – обращенное к сердцу человека, зовущее его к диалогу.
Поэтому, читая Священное Писание, каждый раз нужно ставить перед собой две задачи: во-первых, попытаться услышать, что с этих страниц говорит Бог – лично нам, и во-вторых, даже, если услышать не получается, попытаться чему-то научиться. Чтобы не просто сказать при случае: «Я прочитал», а чтобы в тебе после прочтения что-то изменилось. Если ты просто стал умнее – это, конечно, хорошо, но есть поговорка: «Ад полон умных, а рай – добрых», поэтому вопрос в том, стал ли ты добрее после прочитанного?
Сегодняшнее Евангелие у всех, конечно, на слуху – мы читаем или слушаем Новый Завет регулярно: кто-то вдумчиво, кто-то – в качестве фона. Но пришло время внимательно относиться к деталям текста, потому что в целом события Священной истории мы уже достаточно хорошо знаем.
Чему нас могут научить детали сегодняшнего евангельского чтения? В центре повествования – два исцеления. Одно – исцеление женщины, страдавшей от многолетней болезни, второе – воскрешение дочери начальника синагоги Иаира, который пав к ногам Иисуса, просил Его войти к нему в дом, потому что у него была одна дочь, лет двенадцати, и та была при смерти (Лк.8:41).
Женщина, о которой идёт речь, двенадцать лет страдала кровотечением, поэтому по закону считалась нечистой. Она потратила на врачей всё своё имение, но тщетно. Последняя надежда осталась: эта женщина слышала, что ходит Некто, Который всех исцеляет, и, видимо из-за количества людей, которые окружали Христа, она не могла подойти к Нему, обратиться, а может и по скромности своей, просто коснулась Его ризы. Но сделала это с верой!
Христос в этой ситуации ведёт Себя достаточно необычно. Окруженный толпой людей, Иисус спрашивает: кто прикоснулся ко Мне? Когда же все отрицались, Петр сказал и бывшие с Ним: Наставник! народ окружает Тебя и теснит, – и Ты говоришь: кто прикоснулся ко Мне? (Лк.8:45) Но задача Христа другая, она не в том, чтобы женщина прикоснулась и ушла, а чтобы веру свою исповедала людям. Она утвердилась в этой вере, набралась смелости и сказала: «Это я», – потому что не было у неё никакой другой надежды!
Не каждый из нас, получив какую-либо чудесную помощь от Бога, готов рассказать о своём чуде. А она, – женщина древней культуры, которой полагалось сидеть дома и молчать – детей воспитывать и мужу еду готовить, домом заниматься, набирается мужества и говорит: «Да, это была я», – и Христос её отпускает с миром: дерзай, дщерь! вера твоя спасла тебя (Лк.8:48).
Тем временем, пока всё это происходит, приходят слуги Иаира и говорят, что Христу идти в дом начальника синагоги не нужно, уже поздно, потому что дочь его умерла. Но Христос показывает нам здесь, что даже в самой безнадёжной ситуации, если у человека есть вера – возможно всё! Он приходит в дом Иаира, и видит там людей, уже собравшихся готовить тело к погребению и плакальщиков, которые поют песни, псалмы на упокоение. Не плачьте; она не умерла, но спит (Лк.8:52), – говорит Господь, – и над Ним начинают смеяться.
Какая любопытная деталь, которую мы часто пропускаем, читая Евангелие. Смеяться начинают над Христом! Он только что великое чудо совершил – исцелил женщину от недуга одним прикосновением!
Да, здесь уже смерть – казалось бы, процесс необратимый. Но Христос выгоняет всех неверующих, берёт с собой родителей, апостолов и приказывает душе умершей девочки вернуться. Опять деталь: и возвратился дух ее; она тотчас встала, и Он велел дать ей есть (Лк.8:55), – в знак того, что она не призрачно воскресла, Господь велит дать ей есть, и все видят, что произошло чудо!
Вот два чуда, которые учат нас вере. Учат тому, что самая-самая безнадёжная наша ситуация, если мы со Христом, может быть быстро разрешена.
Поэтому, когда мы берём Святое Евангелие, не нужно читать много, нужно постараться услышать, что говорит нам Бог или хотя бы научиться чему-то из этого текста, который даёт нам Церковь. Аминь.