Автор: протоиерей Аркадий Штейнберг, настоятель Преображенского храма пос. Нудоль
В чем смысл и значение праздника Крещения Господня или, иначе, Богоявления? Зачем Мессия явил Себя миру?
Господь как Законодатель должен был исполнить Закон и откровение пророков, чтобы дать миру новый Закон – не буквы, но Духа, и жизни в Боге, в Его Небесном Царствии, которое есть Царствие Божие и царство любви. Людям, пожелавшим принять этот новый Закон, нужно было измениться, преобразиться и войти в непосредственное соединение с Богом. Это перерождение могло совершиться не иначе как покаянием, отвержением своей греховности и подчиненности ей. Сам по себе, без благодатной помощи Божией, человек это совершить не мог, будучи чадом плоти, греха и смертности, живущей в плоти нашей, и через это подчинившийся врагу нашей истинной жизни – диаволу. «Для сего-то и явился Сын Божий, чтобы разрушить дела диавола» (1 Ин. 3, 8) и спасти нас от вечной смерти – пребывания во грехе, убивающем душу человека. Об этом ангел дал откровение Иосифу Обручнику при наречении имени Мессии: «И наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их» (Мф. 1, 21), поскольку имя Иисус – «Иегова шуа» – и означает: «Бог спасает».
Христос приходит на Иордан к праведному Иоанну Крестителю, который проповедовал крещение покаяния для прощения грехов, «дабы представить Господу народ приготовленный» (Лк. 1, 17).
Безгрешный Сын Божий, равный Богу Отцу и единосущный Ему по природе, не имевший никакой нужды в покаянии, приходит к пророку и посланнику Божию, чтобы креститься от него и таинственным, непостижимым образом взять на Себя грех мира, как свидетельствует о Нем Иоанн: «Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира» (Ин. 1, 29). И далее Креститель говорит: «Я… для того пришел крестить в воде, чтобы Он явлен был Израилю» (Ин. 1, 31). Крестившийся вместе с народом Христос, молясь, выходит из воды, и при этом отверзаются небеса, и Дух Божий в виде голубя сходит на Него, и слышится «глас… с небес: Ты Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мк. 1, 11).
Это общее явление Трех Лиц Святой Троицы – Отца, «глас» Которого раздается «с небес», Сына и «Духа, сходящего» на Христа «с неба, как голубя, и пребывающего на Нем» (Ин. 1, 32), – и именуется Богоявлением.
В чем же суть этого явления?
О чем молился Христос, благоволением Бога и Отца ставший Агнцем Божиим, выходя из воды Иорданского крещения, как богослужебная жертва, прежде омываемая в чистой воде?
Не о том ли, чтобы взять на Себя грех мира, не об отдании ли Плоти Своей за жизнь мира, не о грядущем ли распятии Своем, не о совершении ли дела, которое Отец поручил Ему исполнить, не о прославлении ли Святого Имени Отца Своего, не о жизни ли вечной для всякого человека? Спаситель готов был отдать Свою жизнь за всех нас по кротости и смирению Своему, по безмерной Своей любви к Отцу Своему Богу, Который «так возлюбил… мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3, 16).
Эта Небесная Любовь Лиц Святой Троицы, явившаяся на земле в любви воплотившегося Сына Человеческого, разверзла небеса для Богоявления. Ибо Бог не просто показывает Себя людям, но осуществляет спасение мира и дарование вечной истинной жизни. Ибо «сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа» (Ин. 17, 3). Для этого Бог и явился.